Понедельник, 29.04.2024, 06:37
Менеджемент и информационные технологии
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Обучение ONLINE

Меню сайта

Поиск

Категории раздела
Книги по ESB, SOA, BPM [5]
Журнал Генеральный директор [10]
Финансовая газета [7]
Журнал Byte [4]
Аналитические исследования [16]
Журнал Управление бизнес-процессами в телекоммуникациях [6]
Журнал Rational Enterprise Management [4]
Журнал Мобильные телекоммуникации [3]
Журнал Экономическая безопасность [2]
Журнал Intelligent Enterprise [3]
Журнал Управление корпоративными финансами [1]
Журнал Финансовый директор [1]
Журнал IT news [8]
Журнал ИНФОРМОСТ [1]
Журнал КопьютерПресс [1]
Журнал Business Excellence [13]
Журнал IT Manager [2]
Журнал Риск-менеджемент [1]
Журнал Менеджемент сегодня [2]
Журнал ИКС [1]
Журнал ЭнергоРынок [2]
Журнал Экспресс электроника [1]
Журнал Энергополис [1]
ARIS описание [10]
Журнал CNEWS [30]
Журнал ERP [1]
Журнал Банковские технологии [1]
Журнал CIO [1]
Журнал Агробизнес [1]
Журнал CONNECT [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Журнал CNEWS

Управление бизнес-процессами: разбираемся с ПО
[ Скачать с сервера (122.6 Kb) ] 14.10.2012, 12:45
Тема процессного управления (Business Process Management - BPM) в последнее время активно развивается, и именно поэтому уже созданы и продолжают разрабатываться разнообразные ИТ, поддерживающие ее внедрение. Многие технологии, на которые возлагались надежды, так и не стали массовыми, а другие быстро получили популярность, найдя приверженцев по всему миру. Рассмотрим, какие типы систем предлагает рынок, и чем они могут помочь бизнесу.
 
Business Process Analysis (BPA)
 
Один из самых успешных рынков поддерживающего инструментария в области BPM является сектор информационных систем класса Business Process Analysis. Так или иначе, описание бизнес-процессов идет в большинстве крупных российских и зарубежных организаций. Банковский и телекоммуникационный сектор, энергетика и металлургия, нефтяные и газовые сектора, розничная торговля и страхование – в компаниях из этих отраслей внутренними подразделениями, отвечающими за организационное развитие, используется BPA – инструментарий для описания и регламентации бизнес-процессов. Средние и небольшие предприятия предпочитают MS Visio и различные бесплатные инструменты, позволяющие нарисовать модель бизнес-процесса в нотации EPC и BPMN. На рынке крупных компаний востребован инструментарий ARIS, и лишь в телекоммуникационной отрасли больше используется инструмент Casewise, издавна обладающий отраслевой рефератной моделью телекоммуникационной компании. Расширение рынка BPA идет сейчас в область управления архитектурой предприятия (Enterprise Architecture), где к описанию бизнес-процессов добавляется описание данных, приложений и ИТ-инфраструктуры. При этом очень часто для решения этих архитектурных задач используются те же инструменты, что и для анализа процессов.
 
Business Process Management Suite (BPMS)
 
Если бизнес-процессы описаны, то по логике цикла управления процессами они должны быть автоматизированы соответствующим инструментарием. Исходя из этого, появились workflow системы, которые были позиционированы как инструментарий автоматизации бизнес-процессов. Далее функционал workflow-систем был расширен за счет поддержки полного цикла управления процессом, и они стали называться Business Process Management Suite. Многие годы аналитики предсказывали взрывной рост данного рынка, но этого не случилось. И, несмотря на востребованность задач описания бизнес-процессов и инструментария BPA, область применения "чистых" BPMS все еще ограничена финансовым сектором. В телекоммуникационном секторе задачи автоматизации процессов чаще всего обеспечиваются с уровня производственных систем, а в остальных отраслях автоматизация ограничивается внедрением ERP. Фактически BPMS востребована там, где не подходит "коробочное" решение, есть большое число клиентов, необходимо постоянно изменять бизнес-процесс и сокращать время его исполнения. В этих областях специализированным системам класса BPMS нет равных. Но фокусировка на финансовой отрасли не означает, что они не востребованы в других сферах. Так или иначе, технология workflow/BPMs включена в состав ERP, ECM -систем всех крупных производителей программного обеспечения. "Процессные движки" есть в ERP (SAP, "1C", и т.д.), есть в ECM (IBM FileNet, Documentum и т.д.), то есть она стала стандартной и рутинной технологией в рамках продуктовых линеек разработчиков ПО, а специализированные BPMS сфокусированы на одной отрасли.
 
Process Mining
 
Из инновационных направлений наиболее активно сейчас развивается Process Mining, основанное на идее реверсивного восстановления модели бизнес-процессов на базе лог-файлов информационных систем. Идеолог похода - Вил ван дер Аалст, профессор Эйндховенского технического университета и Квинслендского технического университета - уже давно продвигает эту тему на мировом уровне, но в России практический интерес к Process Mining появился только сейчас. И хотя Gartner пока еще не сформировала свой квадрант по данной технологии, многие производители ПО уже создали соответствующий инструментарий: ARIS PPM, Futura Reflect, Fujitsu Interstage ADP, Pallas Athena ReflectOne, QPR Process Analyzer. При этом особенно хочется выделить Open Source продукт ProM, который начинает применяться для реверсивного восстановления бизнес-процессов. И хотя на практике использование Process Mining сопряжено с множеством сложностей из-за особенностей существующих ИТ, вполне возможно, что через некоторое время именно этот инструментарий станет массовым.
 
Process Intelligence
 
Расширением Process Mining в части процессного анализа является технология Process Intelligence. Фактически это процессный подход к анализу показателей бизнеса и соответствующий инструментарий, позволяющий посчитать процессные показатели, собираемые на базе транзакционных систем. И если в Process Mining основное внимание уделяется анализу логики процесса, то в Process Intelligence оно сосредоточено на анализе его показателей. Процессная структура хранилища данных и процессные подходы к их анализу дают положительный эффект при совершенствовании бизнес-процессов. На этом рынке существует специализированное ПО, например, ARIS Process Performance Manager, но на практике можно часто встретить случаи, когда по процессной логике с успехом настраиваются и используются классические системы класса Business Intelligence (IBM Cognos, SAP Business Object, MicroStrategy и другие).
 
Intelligent BPM (iBPM)
 
Среди специалистов ходят слухи, что квадрант Gartner, посвященный BPMS, скоро будет переименован в iBPM и посвящен системам управления бизнес-процессами, наделенными "интеллектуальными" возможностями. Сейчас iBPM - это "зонтичная" концепция, в рамках которой объединяются такие технологии, как BPMS, Complex Event Processing, Business Activity Monitoring, Business Rules, Business Intelligence. При этом в рамках iBPM не забыты и все общемировые тренды - управление бизнес-процессами с помощью мобильных устройств и взаимодействие с социальными сетями для коллективной работы. Схожая ситуация наблюдалась, когда workflow-системы были преобразованы в BPMS, и поэтому с большой вероятностью в ближайшее время можно будет наблюдать, как BPMS плавно превратятся в iBPM, при этом вопрос их массового использования, возможно, так и останется открытым.
 
Subject-oriented BPM (SBPM)
 
Устранению "жесткости" BPMS в части маршрутизации работ посвящены новые разработки, появляющиеся на рынке, одна из которых - субъекто-ориентированное управление бизнес-процессами - Subject-oriented BPM. В технологии SBPM фокус автоматизации направлен на взаимодействие сотрудников, передающих сообщения друг другу. Фактически речь идет о передаче информационной системы участникам бизнес-процесса, после чего каждый из них описывает в ней все действия, совершаемые им в рамках бизнес-процесса, а информационная система при этом следит за их согласованностью. Таким образом, без прорисовки единой модели бизнес-процесса, вокруг каждого исполнителя формализуется перечень возможных действий, согласованных друг с другом. А дальше все это начинает исполняться в реальном времени. Фактически подразумевается автоматизация бизнес-процесса силами бизнеса - идея, которая давно продвигается производителями информационных систем. Подход интересный, но не однозначный - решение должно еще пройти апробацию на практике, чтобы доказать свои преимущества.
 
Adaptive Case Management (ACM)
 
Adaptive Case Management - еще одна новая концепция, основанная на управлении кейсами. Кейс - это ситуация, которая требует набора действий для получения приемлемого результата или достижения цели. Кейс фокусируется на предмете, над которым производятся действия, и расширяется постепенно появляющимися обстоятельствами, при этом информация по кейсу - это полное собрание относящихся к кейсу документов разного формата, проходящих по бизнес-процессу. Адепты ACM заявляют, что системы этого класса с легкостью поглотят функционал BPMS, но, как говорится, "будущее покажет". В технологии ACM должны сочетаться и BPMS, и управление неструктурированным контентом (Enterprise Content Management), и технологии бизнес-аналитики (Business Analysys), и анализ знаний и навыков пользователей (User Experience). Фактически система класса ACM – это идеальный универсальный инструмент, в котором будет удобно обрабатывать различные данные по разным алгоритмам и с учетом специфики пользователей. Однако в данной области все еще идет активный поиск, а многие разработчики в том или ином виде стараются добиться всех вышеуказанных преимуществ в одном инструменте, но на практике полноценных ACM-решений все еще нет.
 
Social BPM
 
Самым одиозным трендом в области BPM является Social BPM, и тут скорее больше идей и концепций, чем работающего инструментария. Появление идей сетевого сообщества и взаимодействия между исполнителями, переход от толкающей системы управления к вытягивающей, внесение конкуренции внутрь компании и внутрь бизнес-процесса, рейтинги исполнителей, облачная реализация и массовое использование на базе социальных сетей. Все эти инновационные подходы к управлению пока еще на стадии обсуждения и концептуальных проектов. Но какие-то элементы уже сейчас можно увидеть в различных программных продуктах и облачных сервисах, однако в единое целое все эти идеи пока собрать никому еще не удалось. Время покажет, какие инструменты будут востребованы, а какие - так и не найдут своего потребителя. Вполне возможно, что вскоре появится что-то кардинально новое, ведь объем изменений на рынке растет, а это значит, что у нас есть шанс увидеть новые подходы к управлению процессам и инструменты для их реализации.
 
Андрей Коптелов
Категория: Журнал CNEWS | Добавил: koptelov | Теги: bpa, Mining, ibpm. bpm, social bpm, BPMS
Просмотров: 4396 | Загрузок: 1211 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обучение ONLINE

Опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 264

Облако тегов

Другие ресурсы

Бизнес-аналитик

Пейзажная фотография

Другие публикации по бизнесу

Об авторе ресурса

Авторский блог


Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz