Автор: Андрей Арсентьев
Опубликовано 20 октября 2010 года
Интеграция бизнес-приложений позволяет наиболее эффективно решать те задачи, которые бизнес ставит перед ИТ. Но в проекте создания сервисно-ориентированной архитектуры всегда много нюансов и рисков, поэтому так важен обмен опытом между специалистами. В конце сентября в Москве состоялась конференция «Архитектура и интеграция». Идея проведения ежегодных мероприятий, посвящённых интеграции бизнес-приложений в финансовом секторе, в 2008 г. родилась у руководителей компании «Синимекс», на счету которой десятки успешных проектов в банках. Нынешний семинар стал уже третьим по счёту, и можно уверенно сказать, что на рынке появилась хорошая традиция. Конференция вновь привлекла десятки системных архитекторов и разработчиков, а также представителей вендоров. Банки находятся на передовой внедрения ИТ, и внедрение приложений в них представляет целую эпопею для участников проектов. Обычно к масштабному интеграционному проекту приводит бурный рост бизнеса, подчёркивали многие докладчики конференции. Как рассказал начальник отдела системной архитектуры «Нордеа Банк» Александр Решетин, рост задач привёл к увеличению числа приложений – с 40 в начале 2000-х гг. до 200 в 2008 г. Появилась необходимость перехода на новую АБС. В качестве платформы было выбрано решение IBM WebSphere USB. Руководство удалось убедить в перспективности и жизнеспособности проекта на основе передовой для банка технологии. Бизнес достаточно быстро почувствовал изменения в своей работе – данные со всех филиалов в результате собираются быстро. Начальник управления разработки и внедрения информационных систем «Газпромбанка» Михаил Константинов коснулся создания компонентно независимой системы управления взаимодействием. По его словам, основной проблемой стало «подружить» Solaris, WebSphere, СУБД Oracle и ГОСТовскую криптозащиту. Кроме того, перед проектной командой вначале остро стояла психологическая проблема («знаем как, но ни разу не пробовали»). Об интересном архитектурном подходе – использовании витрины данных вместо хранилища – сообщил Эдуард Петренко, главный эксперт архитектурного отдела департамента информационных технологий «ЮниКредит банка». Второй подход специалистов банка – использование альтернативного адаптера, допускающего работу с readonly-БД. С докладом об основных трендах сервисно-ориентированной архитектуры в банковском секторе выступил аналитик компании Gartner Жан-Давид Мюллер (Jean-David Muller). Он подчеркнул, что SOA сама по себе не оказывает существенного влияния на рост доходов, зато благодаря ей компания получает способность к изменениям. Модернизация приложений – в центре многих инициатив SOA.
Эксперт перечислил наиболее частые технологические ошибки, возникающие в ходе SOA-проектов:
-
Недооценка технической сложности крупных SOA-решений; Ошибочный выбор инфраструктурных компонентов приложения (ESB, оркестровки и адаптеров);
-
Недостаточные основания для внедрения SOA-решения (например, отсутствие доказательств концепции и стресс-тестов);
- Недостаточное оснащение SOA-решений, сервисов и пользовательских приложений в части безопасности/управления/техподдержки;
- Предоставление недостаточной/несвоевременной документации.
А вот самые частые организационные ошибки:
- Недооценка важности управления проектами;
- Уверенность в том, что проект SOA должен быть организован как любой другой проект разработки приложений;
- Не предвидеть взрывного роста количества сервисов в развитой SOA;
- Отказ от центров компетенции по интеграции или SOA;
- Использование только приглашённых архитекторов (или вовсе отказ от архитекторов).
«Рассматривайте SOA как стратегическую инициативу, но помните – дорога предстоит длинная, - отметил Жан-Давид Мюллер. – Стройте вашу SOA постепенно, то есть сложность должна быть пропорциональная размерам компании. Создайте центр компетенции SOA для координации усилий. Подготовьте инфраструктуру техподдержки и не бойтесь слишком много тестировать. Не давайте количеству сервисов расти бесконтрольно». К сожалению, вопросам архитектуры уделяется недостаточно внимания на крупных мероприятиях в сфере ИТ, у профильных специалистов мало возможностей для общения, а социальные сети и прочие средства Интернета не дают того эффекта, который могут принести личные встречи. В конце мероприятия «Синимекс» начальник архитектурного отдела «ЮниКредит банка» Михаил Хайзников выступил с идеей создания «Клуба главных архитекторов», в рамках которого можно будет говорить о технологиях и обсуждать организационные моменты архитектурных проектов в компаниях. Основные задачи клуба – профессиональное общение, обмен опытом, выработка критериев оценки работы архитекторов.
|