Суббота, 18.05.2024, 14:47
Менеджемент и информационные технологии
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Обучение ONLINE

Меню сайта

Поиск

Категории раздела
Система внутреннего контроля (SOX) [3]
Оптимизация ИТ-подразделения (BSC) [6]
Аутсорсинг [7]
Управление бизнес-процессами (BPM) [11]
Бизнес-аналитика [5]
BPM - системы [7]
Сервис-ориентированная архитектура (SOA) [5]
Информационная безопасность (риски) [3]
Оптимизация бизнес-процессов (совершенствование) [9]
Выбор ERP систем [2]
Автоматизация бизнеса [5]
Управление архитектурой предприятия [4]
ETOM [1]
Управление операционными рисками [2]
Контроллинг процессов [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Сервис-ориентированная архитектура (SOA)

Электронное правительство и SOA
А. Коптелов, О. Бейлезон, IDS Scheer
«Сервисная ориентация представляет собой такое идеальное видение мира, в котором ресурсы четко разделены и последовательно представлены в терминах сервисов». Дж.Шеккерман

Информатизация государственного управления без SOA эффективной не будет
Информатизация государственного управления приобрела в последние годы новый вектор – автоматизацию оказания услуг населению, т.н. электронные госуслуги. Принцип «единого окна», сокращение длительности оказания услуг гражданам, повышение удовлетворенности граждан – все это благие цели, но их достижению сейчас мешают две ключевые проблемы. Первая – неподготовленность существующей законодательной базы к автоматизации, а главное – к обмену информацией между ведомствами. Вторая проблема – разобщенность и разнородность используемых в ведомствах информационных систем. И если нормативная база вне зоны влияния ИТ-компаний, то в части технической организации информационного обмена решить проблему могут определенные ИТ-инструменты.

Из-за сжатых сроков, отведенных на перевод госуслуг в электронную форму, многие региональные и федеральные органы исполнительной власти ограничились развертыванием портала, содержащего каталог услуг. На этом портале граждане могут получить информацию о процедурах предоставления услуг и скачать определенные документы. Некоторые регионы продвинулись чуть дальше и автоматизировали на портале процедуру заполнения форм, а также простейшие услуги, например, выдачу справок из архива. Но на сокращение длительности оказания госуслуг и повышение удовлетворенности граждан такая автоматизация почти не влияет: по-прежнему люди должны обойти все ведомства, собирая нужные справки. Намного сложнее сделать следующий шаг – интегрировать существующие в различных ведомствах разнообразные информационные системы в единое ИТ-решение, что позволило бы реализовать принцип «одного окна». И в этом случае без применения принципов сервис-ориентированной архитектуры (SOA) не обойтись.

Так исторически сложилось, что в результате неуправляемого, а зачастую и просто «подпольного» развития информатизации в российских государственных структурах там сейчас имеется множество информационных систем, при создании которых тиражирование и интеграция с другими системами даже не подразумевались. Разнородность существующих приложений связана как с разностью платформ, используемых для их разработки, так и с несоблюдением каких бы ни было стандартов.
Делать «единое межведомственное окно» в таком «зоопарке» приложений без SOA и интеграционного ESB-инструмента даже и пытаться не стоит – ничего не получится. Административные процессы – в высокой степени «сквозные» процессы, затрагивающие множество ведомств, как регионального, так и федерального уровня (см. рис. 1). Поэтому в некоторых ведомствах, продвинувшихся дальше других по пути информатизации, после построения портального решения непременно следует внедрение ESB-платформы для интеграции существующих приложений на уровне информационного обмена.

При этом ИТ-решение для госсектора должно быть как можно более гибким. Это важно, особенно в России, где в результате частых реформ госуправления его структура сильно перекраивается: функции ведомств могут быть легко переданы в другие структуры, да и примеры полного расформирования ведомств не редки. Необходимую в такой ситуации адаптивность создаваемого ИТ-решения можно обеспечить лишь благодаря жесткому следованию при его создании принципам SOA. Именно поэтому эффективность SOA особенно велика при построении электронного правительства, характеризующегося наличием большого числа не связанных между собой ИТ-приложений, которые взаимодействуют в рамках «сквозных» административно-управленческих процессов, проходящих через несколько ведомств. При этом нужно учитывать бюджетное ограничение, требующее минимальной переделки существующих информационных систем, а также требование адаптивности, которое связано с новизной и изменчивостью регламентов административно-управленческих процессов.

Готового ИТ-решения для государственного сектора на данный момент нет
В идеале, учитывая необходимость унификации административно-управленческих процессов, нужно бы разработать типовое ИТ-решение и затем тиражировать его по всем органам исполнительной власти. Но представить практическую реализацию этого идеала ой как непросто – и в силу наследства в области госавтоматизации и сложившейся традиции тратить бюджетные деньги на подобные задачи. В общем, серьезный реинжиниринг – так чтобы в едином стиле, в масштабе всей страны и из одного источника – тут не пройдет. Да и зачем пускать на ветер сделанные ранее инвестиции.
 
Реально – сосредоточиться на регулярном планировании целевой ИТ-архитектуры создаваемого решения. В первую очередь, учитывая жесткие сроки, установленные президентом и правительством, необходимо связать между собой существующие системы различных ведомств, пытаясь по максимуму использовать открытые стандарты и сервисы. При этом в качестве единой точки входа для гражданина можно взять достаточно простое портальное решение, за которым будет стоять интеграционная шина, маршрутизирующая информацию между ведомствами. В дальнейшем шаг за шагом необходимо типизировать и централизовать существующие в ведомствах информационные системы, разбивая их на отдельные сервисы и связывая между собой через интеграционную шину с учетом принципов сервис- ориентированной архитектуры.

В данном случае используется основной принцип SOA – дробление монолитных систем на компоненты, которые связаны между собой едиными стандартами. Но для государственного сектора дробление подразумевается не всегда, а в некоторых случаях изначально планируется создание новой адаптивной ИТ-архитектуры из набора сервисов от разных ведомств. И основное преимущество SOA – многократное использование стандартизированных компонент в разных процессахи в разных ведомствах – позволяет минимизировать затраты на разработку и поддержание ведомственных информационных систем.

Использование SOA при автоматизации госсектора дает много выгод: адаптивность, снижение операционных затрат на ИТ, оперативная автоматизация всех госуслуг в единой информационной среде с возможностью свободного использования продуктов различных вендоров, а также собственных разработок. Вместе с тем применение SOA для организации электронного правительства требует полного переосмысления всей ИТ-стратегии как на региональном уровне, так и на федеральном, поскольку применять SOAнеобходимо ко всей ИТ-архитектуре электронного правительства, а не только к отдельным системам, используемым в определенных ведомствах.

Таким образом, «правильное» композитное ИТ-решение федерального или регионального уровня на базе SOA должно содержать несколько архитектурных компонент: портал, SOA-платформу (с инструментами управления SOA Governance), систему управления бизнес-процессами (BPMS), систему построения единой сервисной шины (ESB). С помощью всех этих компонент федерально-региональный «ИТ-зоопарк» может быть превращен в композитное ИТ-решение – «единое окно» для всех госуслуг гражданам и бизнесу.
Но правильное движение в сторону SOA потребует надлежащей архитектурной квалификации специалистов, несколько больших начальных инвестиций в автоматизацию и преодоления существующих организационных сложностей. Да и мелкие поставщики ИТ-решений, которым придется серьезно изменить свои давно разработанные решения, будут сопротивляться.

От теории к практике
Свои пилотные ИТ-решения для электронного правительства строят сейчас все крупные вендоры, а также некоторые российские ИТ-компании. У каждой из них имеется свой пилотный регион, где идет апробация этих решений. Компания SoftwareAG & IDSScheerтоже выполняет такие пилотные проекты в нескольких регионах – по автоматизации комплексной государственной услуги «Регистрация рождения ребенка». В рамках этих проектов создается ИТ-решение на основе интеграционной шины (ESB) и совмещенной с ней BPM-системы. Такое совмещение обеспечивает платформа webMethods, которая позволяет не только создавать пользовательские формы и маршрутизировать задачи в рамках «сквозного» процесса между организациями, но и обеспечивает решение ряда интеграционных задач – использование электронной цифровой подписи, прочих внешних сервисов, взаимодействие с существующими портальными решениями.

Рассмотрим процесс «Регистрация рождения ребенка». Его инициация выполняется в ЗАГСе, затем данные о заявителе передаются в Пенсионный фонд РФ для получения номера СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). Одновременно с этим информация передается в страховую компанию обязательного медицинского страхования (СК ОМС) для выдачи полиса ОМС, а также в Управление федеральной миграционной службы (УФМС), которое ставит на регистрационный учет и отмутку в паспорте. Параллельно информация передается в Управление образованием (УО) для постановки в очередь на зачисление в ясли и детсад.

Как видим, процесс очень даже «сквозной». И важно не только передать информацию во все эти ведомства, но и получить обратно подтверждение, что задача принята к исполнению. При изменении статуса задачи внутри ведомства необходимо сгенерировать об этом сообщение для заинтересованных лиц, а также отразить его на портале с соответствующей схемой доступа пользователям. Информация между ведомствами должна передаваться беспрепятственно, как на организационном, так и на технологическом уровне, с учетом требований и ограничений информационной безопасности и специализированных нормативных актов.

«Внешние» компоненты архитектуры создаваемого нами ИТ-решения – портал с полным списком государственных услуг и с информационно-справочным окружением для каждой и унаследованные информационные системы ведомств собственной или заказной разработки. Между этими элементами внедряется наша платформа, обеспечивающая интеграцию портального решения и ведомственных информационных систем. Платформа – это построенное на принципах SOAзвено, которое связывает разрозненные сервисы в единое композитное ИТ-решение на уровне всего региона.

Типичное состояние госавтоматизации характеризуется наличием локальных информационных систем в каждом регионе и ведомстве, построенных на различных технологиях; и необходимостью в кратчайшие сроки автоматизировать обмен данными между ИТ-системами ведомств и порталом госуслуг. Сроки горят. Выкрутиться с достоинством в такой ситуации можно, если правильно использовать принципы SOA. Тогда информационные системы различных ведомств будут объединены в единое информационное пространство, а маршрутизация событий и работ между ними будет производиться с помощью платформы BPM и ESB. А уже вложенные в автоматизацию средства будут сохранены по максимуму.
Категория: Сервис-ориентированная архитектура (SOA) | Добавил: koptelov (20.11.2010) | Автор: Электронное правительство и SOA
Просмотров: 1088 | Теги: госусуги, автоматизация, Электронное правительство, ESB, SOA
Обучение ONLINE

Опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 264

Облако тегов

Другие ресурсы

Бизнес-аналитик

Пейзажная фотография

Другие публикации по бизнесу

Об авторе ресурса

Авторский блог


Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz