В свою бытность, работая консультантом по совершенствованию бизнес-процессов, часто наблюдал случаи, связанные с тем, что большинство людей не обращает внимания, как организованы существующие бизнес-процессы. Как правило, у многих руководителей существует убеждение, что бизнес-процессы просты и достаточно оптимальны. При этом описание бизнес-процесса в виде графической модели «открывает глаза» руководителю на все существующие в процессе проблемы. В этот момент начинается совершенствование бизнес- процесса уже на этапе его описания, ведь видя на модели бизнес-процессов насколько сложны существующие алгоритмы, многие руководители тут же вносят изменения в существующий бизнес-процесс, что можно считать его первоначальной оптимизацией на основании здравого смысла. Еще эффективнее, если рассчитать стоимость каждой функции бизнес-процесса и визуализировать ее на модели, тогда становится ясно то соотношение затрат и добавленной стоимости, которое добавляет каждая функция в существующем бизнес-процессе. Практика показывает, что если стоимость каждой функции бизнес-процесса видна, то многие руководители достаточно «жестко» приступают к сокращению затрат уже на основании созданной модели. Итак, хочется отметить, что правильно выполненное описание бизнес-процесса может стать основой для его дальнейшего совершенствования, если сотрудники к этому готовы. Но, к сожалению, инертность систем управления российских компаний в большинстве случаев не позволяет перейти от описания бизнес-процессов к их совершенствованию, что подрывает веру в эффективность процессного управления.
|