Процессный подход уже не раз доказывал свою эффективность при совершенствовании бизнеса. Поэтому многие руководители компаний, опираясь на эту best practice, начали проекты по описанию и совершенствованию бизнес-процессов. Но далеко не у всех получается перейти от описания процессов к их совершенствованию и внедрению. В чем тут дело? Основная сложность внедрения процессного подхода в российских компаниях заключается в необходимости изменения существующих бизнес-процессов, а значит и привычного распределения полномочий и ответственности. Нежелание сотрудников изменять существующие правила бизнеса требует жесткого организационного давления при совершенствовании бизнес-процессов. Такое давление может обеспечить только безусловная поддержка проекта со стороны высшего руководства компании. Без такой поддержки внедрение процессного подхода будет обречено на неудачу или может быть выполнено только в рамках одного или нескольких подразделений. Заинтересованность высшего руководства в процессном подходе зависит от того, насколько оно осознало необходимость совершенствования внутренней деятельности компании, чтобы сохранять и усиливать свои конкурентные преимущества, становиться клиентоориентированной. Проблема в том, что для большинства российских компаний ориентация на клиента отнюдь не доминирующая стратегия. Процессный подход в управлении больше востребован там, где на рынке высокий уровень конкуренции. В России сейчас это банковский сектор, телекоммуникационная отрасль, розничная торговля и другие отрасли. Для ресурсодобывающих компаний куда важнее не клиентоориентированность, а возможность получения доступа к новым месторождениям и лояльность государства. Однако вопросы автоматизации бизнеса все равно приводят такие компании к необходимости понимания нюансов собственной организации, а, следовательно, к необходимости описания бизнес-процессов перед внедрением информационных систем. Но даже если руководитель компании пока не поддержал внедрение процессного подхода, все равно большинству российских компаний будет полезно создание моделей бизнес-процессов, хотя бы для регламентации собственной деятельности и подготовке к автоматизации. Впрочем, у создаваемого описания бизнес-процессов должны быть потребители, иначе модели процессов быстро теряют актуальность и становятся никому не нужными. Как правило, потребители моделей бизнес-процессов — это подразделения, отвечающие за развитие ИТ, внедрение СМК, регламентацию. Но, конечно, лучше всего, если это будут бизнес-подразделения.
|