Среда, 15.05.2024, 03:56
Менеджемент и информационные технологии
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Блог - менеджемент и ИТ Регистрация Вход
Обучение ONLINE

Меню сайта

Поиск

Категории раздела
Управление бизнес-процессами [94]
Информационные технологии [93]
Секреты продаж [3]
Бизнес-аналитика [17]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2010 » Февраль » 24 » Особенности расчета ROI от внедрения информационной системы
18:32
Особенности расчета ROI от внедрения информационной системы
Необходимость внедрения информационных технологий для повышения эффективности бизнеса кажется в настоящее время доказанным фактом, однако во многих случаях это не так. Примером может являться «кладбище» проектов по внедрению информационных систем в российских компаниях. Мода на ERP-решения и другие модные трехбуквенные аббревиатуры в области информационных технологий (CRM, SCM, WMS и т.д.) очень часто приводит к неоправданным ожиданиям при внедрении информационных систем, а, следовательно, неполучению ожидаемого экономического эффекта от автоматизации. Решение о выделении нескольких миллионов долларов на автоматизацию во многих случаях принимается лишь на основании маркетинговой информации поставщика информационной системы, тогда как серьезность данного решения требует соответствующего анализа, не только финансовых, но и операционных показателей бизнеса. Эпоха веры во всесильность информационных технологий уже подошла к концу, поэтому обоснование инвестиций в развитие информационных технологий и отслеживание их ценности становятся все более важной и проблематичной задачей. Существует полярные мнения об обеспечении конкурентных преимуществ через внедрение информационных систем. Поставщики приводят примеры клиентов, которые в результате автоматизации получили ощутимые преимущества, в то время как многие аналитики считают, что информационные технологии уже не обеспечивают требуемых конкурентных преимуществ. Истина как всегда находится где-то посередине.
 
Для понимания эффективности использования информационной системы на конкретном предприятии необходимо рассчитывать, такой показатель, как Return On Investment (ROI). Анализ срока окупаемости инвестиций позволяет определить период, в течение которого окупаются первоначальные затраты, т.е. срок, необходимый для того, чтобы сумма, инвестированная в проект, была возвращена. Очень радует, что для многих компаний расчет ROI от внедрения ИТ становится тем показателем на основании которого принимается решение. Но, к сожалению, даже если коэффициент был подсчитан, проверку его после завершения автоматизации проводят пока единицы компаний. Поэтому нет столь необходимых сейчас положительных примеров от использования ИТ- решений на основании которых было бы просто сравнивать эффективность собственной автоматизации. Сама формула расчет ROI предельно проста, однако проблема не в ней, а в тех значениях, которые необходимо использовать. Основная сложность расчета ROI как раз и заключается в грамотном определении преимуществ от ИТ – решения и представлении их в виде финансовых показателей. Если рассматривать общую идеологию автоматизации компании, то для подавляющего большинства из них необходимо, чтобы информация обладала следующими свойствами: надежность, доступность, точность, полнота, используемость, своевременность, конфиденциальность и т.д. Поэтому, на вопрос: «Как оценить получаемые преимущества от внедрения информационной системы?» – можно получить ответ только через анализ бизнес-процессов, которые в свою очередь перерабатывают информационный поток. В первую очередь от автоматизации деятельности ожидаются такие эффекты, как: Ускорение бизнес-процессов (Сокращение сроков поставок продуктов заказчикам) Экономия ресурсов, используемых в бизнес-процессах Повышения качества результатов бизнес-процессов Уменьшение затрат на поддержку И т.д.
 
Оценка эффекта от автоматизации бизнес-процесса может быть произведена через стоимостной анализ проводимых изменений. Не буду спорить, что подобный анализ сам по себе является затратным, но ведь можно анализировать лишь типовые бизнес- операции и бизнес – роли, которых в системе не так много. При этом при анализе операционных показателей бизнес-процессов критично число пользователей и частота выполнения операций, что делает поправку в получаемые коэффициенты. На основании этого можно сделать вывод, что, чем больше людей использует информационную систему, тем меньше коэффициент ROI, и, соответственно, частота использования системы в процессах, также уменьшает ROI. Если приводить в данном случае пример автоматизации бизнес-процесса с использованием BPM (Business Process Management) системы, то одновременная автоматизация множества процессов организации может дать срок окупаемости вложений менее года. Но процессные показатели дают неполную картину эффективности информационных технологий. Если вспомнить взаимосвязь перспектив Balanced Scorecard (BSC) – сбалансированной системы показателей, то между финансовой и процессной перспективой находится клиентская перспектива. Поэтому на основании процессных показателей можно выйти на уровень клиентских показателей, что позволяет просмотреть такие параметры, как Повышение удовлетворенности клиентов; Увеличение числа клиентов; Лояльность клиентов; Увеличение размера средней покупки; и т.д. Такие клиентские показатели очень часто могут перетянуть чашу весов на сторону решения о начале автоматизации, в том случае если будут должным образом рассчитаны и проанализированы.
 
Но и это еще не все, потому что преимущества от автоматизации могут выражаться в виде так называемых soft (мягких) преимуществ, в рамках которых формализуются те факторы успеха, которые сложно выразить цифрами. Поэтому их оценка производится отдельным порядком, как правило, на основании экспертных оценок с дополнительным анализом степени доверия к результатам. При оценке «мягких» преимуществ необходимой точности не достичь, но и пренебрегать таким анализом не стоит, поскольку он может стать решающим фактором при принятии решения. Повышение инвестиционной привлекательности, имидж компании, обоснованность принятия решений, скорость внедрения инноваций – все это сложно оценить деньгами, но без этого не проходит не один проект по автоматизации, и, поэтому, оценить эти факторы просто необходимо. Однако, нельзя забывать о том, что необходимо формулировать показатели так, чтобы их можно было не только посчитать, но и проверить после проекта автоматизации.
 
Серьезным образом на уменьшение ROI влияет технология лежащая в основе внедряемой информационной системы. Простота настройки информационной системы и легкость внесения в нее изменений в совокупности с удобством использования могут снизить затраты, а следовательно повлиять на уменьшение ROI. В настоящее время при автоматизации все больше и больше используются ИТ- решения, которые требуют только настройки заложенного в них функционала, что положительно влияет как на скорость внедрения так и на уменьшение ROI. Построение сервис- ориентированной архитектуры Service-Oriented Architecture (SOA), через повторное использование программных сервисов и упрощение интеграции может уменьшить ROI многих ИТ – проектов, если рассматривать достаточно длительный горизонт времени и анализировать совокупность всех проектов компании. Ну и конечно такие факторы, как качественное документирование системы, правильный выбор подрядчика и многие другие также могут повлиять на ROI при построении корпоративной системы управления.
Категория: Информационные технологии | Просмотров: 1431 | Добавил: koptelov | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обучение ONLINE

Опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 264

Облако тегов

Другие ресурсы

Бизнес-аналитик

Пейзажная фотография

Другие публикации по бизнесу

Об авторе ресурса

Авторский блог


Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz