Превращение SOA из концепции в инструмент возможно только тогда, когда все заинтересованные стороны понимают принципы процессного подхода и готовы применять его в качестве основы для управления изменениями в компании. Уже несколько лет в России, как и во всем мире, обсуждаются вопросы, связанные с применением принципов сервис-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA). Многие производители информационных систем уже заявили о поддержке принципов SOA, но реализация этих принципов на практике пока ограничивается единичными случаями. Что должна выполнить компания, чтобы успешно применять концепцию SOA в своей практике. Термин SOA пока что несет на себе сильный маркетинговый отпечаток, а для самого понятия SOA на сегодняшний день все еще существуют различные трактовки. Многие отождествляют SOA с технологией Web-сервисов или определенными информационными системами, например, системами для управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM). Но SOA — это не коробочный продукт или технология, а идеология информатизации бизнеса, основанная на процессном подходе и методологии управления бизнес-процессами BPM. Можно сказать, что SOA — это развитие известных принципов структурного и объектно-ориентированного программирования: разработка элементарных стандартных процедур и функций, годных к многократному повторному использованию, но на новом витке. SOA требует перехода с уровня разработки, каталогизации и типизации отдельных детальных операций и алгоритмов на уровень бизнес-функций и бизнес-процессов. В случае использования SOA создание, внедрение или изменение бизнес-процесса представляет собой компоновку (оркестровку) ранее разработанных сервисов, предназначенных для автоматизации бизнес-функций. Идеология SOA предлагает революционное изменение способа проектирования информационных систем, влияющее не только на архитектуру бизнес-процессов, но и на архитектуру предприятия в целом. Однако попытка внедрить SOA в неготовой к этому организации грозит неминуемым провалом и лишь дискредитирует саму идею. Уроки первых проектов позволяют утверждать, что: SOA требует присутствия процессного управления в компании; SOA может стать средством интеграции, но не панацеей от «зоопарка приложений»; SOA не снимает вопросов интеграции данных и обеспечения безопасности; SOA не только не отменяет, но, напротив, обостряет необходимость системного подхода, корпоративного управления знаниями, изменениями, процессами и проектами.
|