04.10.2010, Галина Козорезова. Outsourcing.ru
Принято считать, что смена поколений в компьютерных технологиях происходит раз в три года. Большинство крупных российских компаний унаследовало свои информационные системы и бизнес-процессы еще со времен становления ИТ-отрасли. Многие из этих ИТ-систем уже не способны эффективно эксплуатироваться, но в силу значительных финансовых, организационных и технических проблем, возникающих при попытке их замены, продолжают использоваться. Конечно, есть компании с грамотно продуманной ИТ-стратегией и таких с каждым годом становится все больше. Да и появление SOA возродило надежды экспертов и аналитиков касательно наведения порядка в ИТ-системах компаний. Ведь идея SOA как раз и состоит в том, чтобы обезопасить ИТ-инфраструктуру от смены поколений и состыковать унаследованные ИТ-системы с новыми.
Золотая середина Многие CIO не совсем верно отождествляют SOA c web-сервисами. Ведь SOA — это не просто набор ИТ-технологий, а целая архитектура, построенная на основе формализованных бизнес-процессов в виде многократно (повторно) используемых сервисов с прозрачными интерфейсами. Ключевым для SOA являются наличие процессов, ориентированных на деловые задачи, а также технических возможностей — сервисов. Причем каждая компания может трактовать «сервисы» по-своему. Как правило, бизнес хочет, чтобы учитывались пожелания каждого пользователя, в то время как в интересах ИТ-службы — иметь минимальное число разнообразных сервисов. В итоге, бизнесу и ИТ приходится искать «золотую середину». SOA как раз и предоставляет возможность типизации ИТ-сервисов и стандартизации в тех сферах, где этого не хватает.
SOA и ИТ-сервисы С помощью SOA реализуются три аспекта ИТ-сервисов. Каждый из них позволяет получить максимальную отдачу от ИТ в интересах бизнеса: сервисы бизнеспроцессов, автоматизирующие компоненты конкретных функций, необходимых потребителю; сервисы инфраструктуры, выполняющие функцию «проводника» и поставляющие сервисы для бизнес-процессов; сервисы жизненного цикла, являющиеся «оберткой» и отвечающие за разработку, внедрение, управление и изменение двух остальных. Компаниям, только намеревающимся внедрить SOA, эксперты рекомендуют в качестве первого шага «разобрать» на сервисы одну из ИТ-систем. Фактически каждый сервис представляет собой результат выполнения той или иной части ИТ- или бизнес-процесса. Поэтому необходимо сразу определиться с уровнем сервиса. Так, под сервисом верхнего уровня понимается ИТ-услуга для бизнеса (например, CRM-система), под сервисом нижнего уровня — отдельная операция, в рамках которой возникает конкретный результат (в нашем примере — выгрузка данных из CRM-системы). Наиболее эффективно типизация осуществляется на высоких уровнях, но начинать желательно с самого элементарного. После описания сервисов и процессов можно приступать к инвентаризации ИТ-архитектуры, задокументировав все процессы и архитектурные элементы в единой библиотеке. Нелишним шагом компании на пути к проектированию систем на базе SOA также является создание внутри ИТ-службы компетенции по бизнес-процессам.
Несмотря на кризис По мнению IDC, эпоха сервисно-ориентированной архитектуры еще далека от завершения. Несмотря на то что в кризис многие компании переключили внимание на краткосрочные и более актуальные задачи, подавляющее большинство ИТ-директоров все еще обращает внимание на SOA. По результатам проведенного исследования выяснилось, что они продолжают рассматривать SOA как стратегическое средство сокращения издержек. Об этом упомянуло 83% опрошенных ИТ-директоров. При этом 40% заявило, что активная деятельность в направлении SOA будет возобновлена уже в течение ближайшего года. По оценкам IDC, объем средств, выделяемых на создание и поддержку систем на базе сервисно-ориентированной архитектуры, к 2013 году вырастет почти на четверть.
Не торопитесь Внедрение SOA — сложный, долгий и дорогой процесс. Он сулит выгоды только в том случае, если все будет реализовано корректно. Поэтому любая компания должна тщательно оценить масштабы предстоящих изменений и решить, насколько эффективны будут затраты на SOA. Вместе с тем, на рынке уже существует множество предложений от поставщиков SOA-архитектуры, и со временем внедрение SOA станет не такой уж трудной задачей.
|