Четверг, 16.05.2024, 18:26
Менеджемент и информационные технологии
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Блог - менеджемент и ИТ Регистрация Вход
Обучение ONLINE

Меню сайта

Поиск

Категории раздела
Управление бизнес-процессами [94]
Информационные технологии [93]
Секреты продаж [3]
Бизнес-аналитика [17]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » 2010 » Март » 24 » ВРМ как российская реальность
19:46
ВРМ как российская реальность
Автор: Константин Ушаков
Опубликовано 09 декабря 2009 года

Глобальный спад экономики дал своеобразный толчок для развития рынка систем Business Process Management. Вот уже два года Gartner ставит BPM на первое место в рейтинге наиболее востребованных технологий и прогнозирует дальнейший рост мирового рынка. А перспективы внедрения BPM в России все чаще обсуждаются в ходе различных конференций, симпозиумов и круглых столов. Примером подобных мероприятий является конференция «BPM: ключевые шаги к успеху», во второй раз проводившаяся в начале декабря компанией AHConferences. Эта конференция изначально задумывалась как площадка для обмена практическим опытом реализации BPM-проектов и помощи в определении ее участниками собственного пути к успеху, избегая при этом однотипных проблем и ошибок.

«Если в западной экономике высокоразвитые и обоснованные стандартами технологии нынче уже правят людьми, то у нас в России до сих пор люди продолжают править и экономикой в целом, и технологиями в частности», — с этого предостережения начал свое выступление первый докладчик нынешней конференции — заместитель председателя правления «Русского страхового центра» Николай Николенко. По его словам, у нас ни один бизнес-процесс, каким бы автоматизированным он ни был, просто не способен работать сам по себе — он может действовать только под руководством человека. На сегодняшний день на российском рынке отмечается парадокс — чем крупнее компания, чем подробнее в ней прописаны регламентные процедуры и бизнес-процессы, тем хуже обслуживание клиентов. Хотя по логике, бизнес, поставленный на промышленный поток, регламентированный и организованный, должен работать как швейцарские часы. В этой связи сегодня из российского бизнеса уже начался массовый исход западных менеджеров, которые пришли сюда настраивать различные его процессы в развивающейся стране, но оказались совершенно неготовыми к работе в абсолютно незнакомых им здешних условиях, продиктованных менталитетом здешнего населения, помноженным на постсоветскую технологическую отсталость.
 
Вот и получается, что в России для развития бизнеса путем внедрения ИТ-систем в настоящее время требуется не больше 20% технологической компетенции персонала (иными словами, приобретенных им знаний того, с какой целью и каким образом конкретная система должна настраиваться и функционировать) и не меньше 80% его социальной компетенции (то есть, не менее глубоких знаний того, что может ограничивать потенциал внедряемой системы, и в чем заключаются источники симпатий и антипатий ее будущих пользователей). Короче говоря, BPM — это не спасательный круг для проблемной компании, а способ для успешной компании выйти в лидеры. BPM ведь самая «человеческая» из компьютерных дисциплин. В ней поровну намешано компьютерной технологии, управленческой методологии и принципов гибкой разработки, поэтому менталитет обязательно надо учитывать. Но если в предыдущие годы среди опрошенных представителей телекома, ритейла и банковской сферы наблюдалось недоверие к концепции процессного управления, то сейчас большинство уже осознали, что BPM – не маркетинговая уловка и не лженаука, а новый образ жизни предприятия.
 
На сегодняшний день освоено всего порядка 10% рынка. Все большее количество крупных и мелких вендоров выходят на отечественный рынок со своими продуктами. Интерес российского ИТ-сообщества к теме BPM продолжает возрастать. Правда, пока еще в нашей стране осуществление ВРМ-проектов не стало масштабной тенденцией, но, судя по количеству заинтересованных в реализации этой концепции предприятий, представители которых приняли участие в круглом столе, этот день не за горами. Все большее количество вендоров приходит к пониманию необходимости предоставления своим клиентам BPM-продуктов. С увеличением количества предлагаемых решений, возрастает и число специалистов и управленцев, понимающих, какие выгоды им принесет управление бизнес-процессами. Проникновение концепции, начавшееся «сверху», уже находит поддержку и на уровне СМБ, что, как правило, говорит о том, что технология дает достаточно быструю отдачу. Директор департамента развития и внедрения ИТ-компании IDS Scheer по России и странам СНГ Андрей Коптелов сообщил, что стратегии, показатели, система управления российских компаний претерпевают изменения. Начинает проявляться рассинхронизация между стратегиями, информационными системами и персоналом.
 
Сегодня очень важно синхронизировать эти процессы и стараться управлять ими. Он отмечает, что в кризис растет интерес компаний к процессному управлению. Но если описание процесса не является проблемой, то его оптимизация пока дается нелегко. Как показали результаты ежегодного аналитического исследования российского рынка управления бизнес-процессами, большинство отечественных компаний находится на первом уровне зрелости процессного управления. В условиях кризиса компании проявляют все больший интерес к планированию и бюджетированию, т.е. наведению порядка на уровне управляющих процессов. Сегодня компании находятся на уровне осознания своей неэффективности, но оптимизация процессов находится на начальном уровне. Впрочем, как отметил господин Коптелов, страховые компании, банки, ритейл более активно переходят к оптимизации процессов, так как в этой сфере сильна конкуренция. В целом, по оценкам господина Коптелова, в 2009 году компании все более активно переходят от утверждения и согласования регламентов, описания бизнес-процессов к их автоматизации, анализу и контроллингу. Так как без одновременного выполнения всех этих условий оптимизировать бизнес будет довольно сложно. Показательно, что кризис выступил в роли ускорителя бизнес-процессов.
 
Олег Безгин, руководитель отдела управленческого консалтинга компании Sciener, в своем докладе отмечал наличие в нашей стране целого ряда недостатков в организации бизнес-процессов большинства компаний. В России до сих пор нет единых подходов к управлению изменениями в процессах и документированию этих изменений. Влияние изменений на смежные области деятельности, как правило, определяется по факту, когда начинают поступать сообщения об ошибках и противоречиях в требованиях. Кроме того, у нас имеет место временной разрыв между внесением изменений в проекты по автоматизации бизнес-процессов и документированием этих изменений в процессах. Изменение фактических процессов организации производится путем корректировок организационно-распорядительной документации или непосредственными исполнителями бизнес-процессов путем неформализованных договоренностей, зачастую в стихийном порядке. Пока еще остаются нерешенными вопросы, связанные с документированием изменения бизнес-процессов после завершения проекта и расформирования проектной команды, а также с непрерывностью использования и развития методологии моделирования процессов. По причине отсутствия единого «держателя методологии» в проектах используются неунифицированные правила моделирования процессов, из чего следуют информационные разрывы в описании, снижение скорости и качества внедрения ERP-систем, реализации проектов непрерывного улучшения. Не удается разработать и организовать единый подход к акцепту результатов дизайна процессов в части качества и соблюдения методологии у внешних подрядчиков и внутренних исполнителей.
 
Имеет место дублирование описаний одинаковых либо схожих процессов разных подразделений при тиражировании проектных решений, что влечет дополнительные затраты временных, людских и финансовых ресурсов. И, как следствие множества подобных недостатков и недоработок, в настоящее время наблюдается исключительная долгосрочность и высокая ресурсоемкость моделирования бизнес-процессов «с нуля», а вместе с ними — сравнительно высокая продолжительность и стоимость технической поддержки BPM-продуктов внешним подрядчиком. И все же, несмотря на все упомянутые недочеты и неблагоприятные общеэкономические условия, в 2009 году на российском рынке BPM-систем (Business Performance Management – управление эффективностью бизнеса) сохранялась положительная динамика развития. Этот результат обеспечен, среди прочих факторов, переориентацией пользователей BPM-систем с масштабных BPM-проектов на краткосрочные точечные, направленные на решение остроактуальных задач. На октябрь 2009 года более трети всех BPM-проектов за 2009 год вели банки, которые автоматизируют управление затратами с помощью BPM-приложений. Такие данные приводит компания Intersoft Lab, поставщик хранилищ данных и BPM-систем. И на нынешней конференции опытом продвижения различных ВРМ-систем на российском рынке делились представители компаний-вендоров и предприятий, занимающихся внедрением этих решений. Так, о внедрении системы SAP NetWeaver BPM для автоматизации процессов приема новых сотрудников на работу рассказали в своем совместном докладе Илья Леонтьев, консультант центра экспертизы решений на платформе NetWeaver компании SAP, и Александр Дмитриев, руководитель направления SAP BPM российской компании «ЭВОЛА». Теме «BPM как инструмент повышения эффективности бизнеса.
 
Примеры реализованных проектов» было посвящено выступление директора практики SOA компании «Неофлекс» Алексея Макеева, рассказавшего о тех проблемах, решение которых побуждает крупные банки и финансовые организации перестраивать свои ИТ-ландшафты в идеологии SOA и внедрять BPM-решения, о месте BPM-решений в архитектуре SOA, задачах, этапах и результатах проектов, реализованных «Неофлекс». «Во всех BPM-проектах заказчик получил решение, которое обеспечивает не только автоматизацию сложных распределенных бизнес-процессов, но и формирование системы метрик, которые характеризуют эффективность их критических участков. Накапливаемые метрики являются исходной информацией для разработки и реализации программ по совершенствованию бизнес-процессов организации, в частности, программ экономии затрат», – констатировал г-н Макеев. Подводя итоги II конференции конференция «BPM: ключевые шаги к успеху» ее участники отмечали, что Business Process Management становится более востребованным в любой организации — как средство реального повышения производительности, управляемости и гибкости бизнеса в целом. В то же время, существует ряд факторов, препятствующих распространению этой методологии и инструментария в России. Компаниям, решившимся на реализацию подобных проектов, приходится сталкиваться со множеством проблем – от выбора поставщика и самого решения до интеграции ВРМ в уже сформированную ИТ-инфраструктуру. И главное – проблема на уровне бизнеса, которому необходимо перестроиться с директивной, функциональной парадигмы управления на процессную.
 
http://www.cio-world.ru/products/485626/
Категория: Управление бизнес-процессами | Просмотров: 628 | Добавил: koptelov | Теги: bpm, управление процессами | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обучение ONLINE

Опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 264

Облако тегов

Другие ресурсы

Бизнес-аналитик

Пейзажная фотография

Другие публикации по бизнесу

Об авторе ресурса

Авторский блог


Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz