Рост интереса к процессному управлению Сразу хочется отметить, что интерес к процессному управлению среди российских компаний в последние годы только усиливается, и если в прошлом году в подобном аналитическом исследовании «Управление бизнес-процессами в 2008 году – тенденции и перспективы» приняло участие 80 респондентов, то в этом году их число превысило 180. При этом респонденты как и в прошлом году в своем большинстве представляли крупные компании, принадлежащие к нефтяному, энергетическому, банковскому и телекоммуникационному сектору.
Процессное управление, несмотря на сложность его внедрения, является на настоящий момент единственным инструментом оптимизации деятельности компании. Именно поэтому большинство компаний в той или иной степени используют процессный подход в своей практике. При этом одним из способов внедрения процессного управления в компании является организация процессного подразделения или процессного офиса. Опрос показал, что в большинстве компаний такие подразделения уже созданы, а во многих находятся в стадии формирования. В тоже время присутствует небольшой процент респондентов, которые заявили о расформировании процессных подразделений в их компаниях. Как правило, это происходит в тех случаях, когда работы такого подразделения сосредоточиваются только на описании бизнес-процессов без их дальнейшей оптимизации.
Полученные результаты несколько отличаются от прошлогодних, где порядка 70% респондентов заявили о присутствии таких подразделений в их компаниях, что может быть объяснено расширением числа респондентов исследования, у которых таких подразделений еще нет. Однако если перейти в абсолютные цифры, то динамика однозначно положительная – рост 160%.
Практике проектов показывает, что наиболее простым способом внедрения процессного подхода является определение объекта управления через описание бизнес-процессов, но главное здесь не остановиться на описании, а перейти к анализу и оптимизации процессов. Ответы респондентов показали, что некоторые компании уже закончили описание процессов, в тоже время большинство еще ведет масштабное описание или описывает процессы от случая к случаю. При этом лишь 11% респондентов отметили, что в их компаниях описанием процессов никто не занимается.
Зрелость процессного управления в российских компаниях Одним из способов оценки компаний с точки зрения уровня внедрения процессного управления в компании является оценка зрелости, и в рамках данного исследования оценка зрелости проведена по шкале, предложенной аналитической компанией Gartner. В результате анализа ответов респондентов подтвердилось, что большинство российских компаний сейчас понимают, что процессный подход является средством повышения эффективности (1-й уровень зрелости), при этом многие уже знают отдельные процессы, и даже занимаются их периодической оптимизацией (2-й уровень зрелости). В тоже время нельзя забывать, что активность компаний в области внедрения процессного подхода сильно зависит от отрасли, например, банковский, энергетический и телекоммуникационный сектор уже активно используют элементы процессного управления, и специализированные BPM-системы для управления бизнес-процессами, что делает их лидерами по процессной зрелости.
Если сравнивать полученные результаты по оценке зрелости с аналитическим исследованием прошлого года «Управление бизнес-процессами в 2008 году – тенденции и перспективы», то серъезных изменений в цифрах не видно, что еще раз показывает , что говорить о процессном подходе легко, а вот внедрить его в компании не всегда так просто, как кажется.
Контроллинг бизнес-процессов В этом году в рамках исследования в первый раз был задан отдельный вопрос по контроллингу бизнес-процессов и технологиях его внедрения. Обнаружилось, что многие компании не вообще контролируют своих бизнес-процессов, что хорошо коррелирует с оценкой уровни зрелости процессного управления в российских компаниях. При этом в качесвте инструментов контроллинга бизнес-процессов безусловным лидером явлется MS Excel, а также собственные разработки. В тоже время уже есть компании, которые используют для контроллинга бизнес-процессов специализированные инструменты класса Business Intelligence и Business Activity Monitor, что показывает их технологический и управленческий уровень.
Очень радует появление положетельных ответов в части применения специализированных приложений Process Intelligence, используемых для контроллинга бизнес-процессов. И хоть цифра пока меньше других, так и эту тему мы начали продвигать толька в феврале этого года. Пилотные проекты внедрения инструментария ARIS Process Perfomance Management уже успешно выполнены в нескольких компаниях нефтяной и телекоммуникационной отрасли, что и привело к появлению данного результата. При этом проявленный на форуме ARIS интерес к таким проектам (более 100 заявок) дает надежду, что данная цифра с следующем году серъезно вырастет.
Критичность процессов Анализ критичности процессов позволил выявить серъезный интерес к управленческим процессам - стратегическое планирование, планирование и бюджетирование, контролинг. Эти результаты хорошо коррелируют с прошлогодними, за исключением того, что серъезно вырос интерес к процессу планирования и бюджетирования. Этот факт говорит о том, что произошел выход большинства российских компаний из режима «тушения пожара» и переосмысления своего места на рынке. Теперь главное, это пересмотр приоритетов финансирования и усиления контроля за эффективностью выполняемых изменений, т.е. все возвращаетя в штатный режим. В тоже время следующими по приоритету являются производственные процессы, а также техническое обслуживание и ремонт оборудования, что коррелирует с результатами прошлого года. Это еще раз показывает необходимость поддержнания устаревших производственных можностей и планирования их замены, что в настоящее время считается ключевой проблемой российских предприятий.
Также результаты исследования показали, что в явных аутсайдерах критичности находится маркетинг, управление заказами на обслуживание и сервисные процессы, что достаточно странно, ведь именно они отвечают за качество интерфейсов взаимодействия с клиентами, однако такая практика уже повторяется второй год.
От описания процессов к контроллингу Анализируя интерес в области управления бизнес-процессами можно отметить очередное снижение интереса к теме описания процессов, хоть и не значительное. Также исследование показало, что интерес к контроллингу бизнес-процессов повышается, и от 36% в прошлом году вырос до 47% в этом. В свою очередь интерес к реинжинирингу процессов и их совершенствованию несколько упал по сравнению с прошлым годом, что можно объяснить появлением практики оптимизации у большинства бизнес-аналитиков.
Варианты использования описания бизнес-процессов остались фактически теми же, как и в прошлом году. Совершенствование и регламентация – вот основные фавориты, и можно с уверенностью сказать, что тренды здесь достаточно постоянны.
Инструменты описания и анализа бизнес-процессов Фактически идентичны с прошлым годом результаты рейтинга инструментальных средств используемых для описания бизнес-процессов. И как всегда безусловный лидер – это инстументарий ARIS, что безусловно объяснется составом участников мероприятия и его названием. Однако независмые исследования также показывают его лидерство в крупных российских компаниях. Далее все как всегда – простые и лекие MS Visio и MS Office.
В этом году мы анализировали интерес, проявляемый респондентами к различным модулям инструментария ARIS. По результатам анализа в тройку лидеров выбились следующие модули: ·
-
ARIS Business Architect – инструмент для описания и анализа процессов; ·
-
ARIS Express – бесплатное средство моделирования процессов; ·
-
ARIS Process Perfomance Manager – средство для контроллинга бизнес- процессов;
Этот результат был достаточно ожидаем, как и низкий интерес к продуктам связанным с UML и SOA. Все остальные модули в той или иной мере востребованы российским рынком уже многие годы.
В качестве заключения, можно отметить, что процессный подход, как и год назад является востребованным среди российских компаний. Зрелость в области процессного управления сохраняется на достигнутом уровне, а с точки зрения инноваций – прослеживается тренд на увеличение интереса к контроллингу бизнес-процессов и соответствующим решениям. Все это позволяет говорить о том, что если прошлогодним трендом было преодоление последствий финансового кризиса, то сейчас для большинства российских компаний ключевым трендом является стабилизация работы в новых условиях.
|