|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| | |
|
В категории материалов: 5 Показано материалов: 1-5 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Комментариям ·
Просмотрам
Андрей Коптелов Эксперт, IDS Scheer —Россия и страны СНГ
«Все, что изменяется, может быть сделано лучше, если оно основано на SOA». Gartner
Количество и сложность используемых в компаниях информационных систем растет, требования бизнеса к ним возрастают тоже, и модернизировать КИС становится все труднее и дороже. Возникает противоречие: частые изменения в бизнес-процессах требуют от ИТ-специалистов максимальной скорости их внесения, однако с точки зрения экономической эффективности стоимость владения КИС необходимо минимизировать. Головной боли добавляют задачи по интеграции процессов между несколькими компаниями. Таким образом, для процессно-ориентированного управления требуется инструмент, с помощью которого можно было бы не только эффективно управлять процессами, но и с минимальными затратами и в кратчайшие сроки обеспечивать адаптивность КИС к изменениям в процессах. Ведь разовые решения и «заплаты» приводят к «затвердеванию» ИТ-решения — а следовательно, и бизнес-процессов компании, что отрицательно сказывается на общей эффективности бизнеса. И при серьезных изменениях процессов приходится разрушать созданный «ИТ-монолит» и либо переселяться в «типовую квартиру» ERP-решения, либо своими силами строить новое жилище из нескольких приложений. В большинстве случаев эти проблемы возникают из-за отсутствия архитектурных стандартов в области ИТ. Более того, для их преодоления необходимы не только стандарты, но и набор компонентов («кирпичиков»), соответствующих стандартам. Столь же необходима и среда выполнения бизнес-процессов («раствор»), с помощью которой кирпичики скрепляются. Задачи повышения гибкости КИС, снижения затрат на разработку приложений, увеличения скорости реагирования на меняющиеся требования бизнеса, а также обеспечения необходимого уровня интеграции между информационными системами и призвана решать SOA — сервисно-ориентированная архитектура. |
В настоящей статье рассматриваются способы обоснования эффективности сервис-ориентированной архитектуры, а также варианты ее внедрения с минимальными затратами.
Любое ИТ-подразделение занимается оптимизацией своих внутренних процессов и технологий с целью снижения затрат и повышения востребованности ИТ в компании. Управление требованиями, изменениями, инцидентами и проблемами - все эти процессы служат объектами для оптимизации, но практика показала, что на этом много не сэкономить. Эффект от оптимизации процессов управления информационными технологиями для бизнеса незначителен: если затраты на ИТ были сокращены на 5%, а в общей сумме затрат компании они составляют всего 2%, то суммарный эффект от оптимизации - 0,1%. Достигнутые результаты не приносят ожидаемого эффекта на уровне бизнеса, поэтому энтузиазм ИТ-специалистов часто сопровождается разочарованием. От применения сервис-ориентированной архитектуры (SOA) при построении ИТ-решения эффект может быть намного существеннее, поскольку преимущества SOA не столько в кратковременном сокращении затрат, сколько в усилении адаптивности информационных систем и всей компании в целом. Адаптивность - это очень важное качество сегодня, стратегический приоритет. В более длительной перспективе, на стратегическом горизонте, применение SOA также позволяет оптимизировать затраты на развитие ИТ в компании на больший процент, чем оптимизация процессов ИТ-подразделения. Однако возникает вопрос: как помочь компании воспользоваться преимуществами от внедрения SOA.
Любой проект, в том числе проект развития ИТ, при включении его в бизнес-план сейчас оценивается с точки зрения окупаемости сделанных инвестиций (ROI). В общем случае ROI рассчитывается следующим образом: определяется смета расходов, необходимых для разработки нового решения, затем оценивается полезность этого решения с точки зрения эффективности и результативности, а также время, необходимое для того, чтобы новое решение начало приносить доход или обеспечило сокращение издержек.
|
SOA — проверка временем пройдена Автор: Андрей Колесов 14.04.2010
Для описания жизненного цикла ИТ-новшеств довольно часто используется известный график Gartner Hype Cycle. Однако, признавая авторитет автора данной модели, нужно отметить, что она все же далеко не в полной мере отражает присутствие на рынке новой технологии. Прежде всего, нужно помнить, что Hype Cycle — это отражение общественного интереса, скорее даже шумихи вокруг нее, уровень которой на начальном этапе жизни во многом искусственно подогревается рекламно-маркетинговыми усилиями поставщиков. А реальный спрос описывается совсем иной функциональной зависимостью, которая, на наш взгляд, отличается монотонным поведением без резких изменений первой производной функции. Однако, что еще важнее, на самом деле Hype Cycle представляется собой оптимистичный варианта развития событий: ведь далеко не каждое, в том числе и широко рекламируемое новшество, успешно переживает период "избавления от иллюзий” и продолжает пользоваться заметным общественным интересом, некоторые и вовсе не могут найти себе место в реальности. В качестве примера можно привести, скажем, Web-технологию AJAX, она пережила в 2006 г. пик очень заметного рыночного внимания, которое потом довольно быстро сошло на нет, и она просто исчезла с общественного поля зрения, не найдя широкого применения на практике. Впрочем, нужно сказать, что часто бывают и такие ситуации, когда Hype падает почти до нуля именно потому, что технология как раз твердо укрепляется на рынке, но становится при этом обыденной и PR-интерес к ней снижается (таких примеров очень много — ERP, .NET,…) Если попробовать составить список хитов корпоративных ИТ заканчивающегося сейчас десятилетия, то в числе лидеров наверняка окажется концепция SOA (сервисно-ориентированная архитектура) *, Hype-пик которой длился несколько лет в середине 2000-х. Минимум пришелся примерно на 2007—2008 гг., и был момент, когда в перспективности этой идеи были серьезные сомнения. Но дальнейшее развитие событий (по крайней мере, в России) продемонстрировало жизнеспособность SOA: по мере спада маркетингового пыла ИТ-поставщиков, тему подхватили заказчики, уже получившие определенный опыт в данном направлении. Это показывало то, что данная проблематика преодолела стадию общеметодических рассуждений и благополучно перешла к этапу практического применения. Внешне это нашло свое отражение в том, что термин SOA почти перестал звучать на вендорских собраниях (уступив место "сгущающейся облачности”), но при этом сама тема перекочевала в независимые мероприятия, наиболее известные из которых — SOA-конференции, проводимые AHConferences с осени 2007 г. В начале апреля прошла SOA 2010, пятая по счету, дискуссии которой в сочетании с ретроспективным анализом предыдущих мероприятий позволяют оценить ситуацию с использованием SOA в России в целом.
|
А. Коптелов, О. Бейлезон, IDS Scheer
Информатизация государственного управления приобрела в последние годы новый вектор – автоматизацию оказания услуг населению, т.н. электронные госуслуги. Принцип «единого окна», сокращение длительности оказания услуг гражданам, повышение удовлетворенности граждан – все это благие цели, но их достижению сейчас мешают две ключевые проблемы. Первая – неподготовленность существующей законодательной базы к автоматизации, а главное – к обмену информацией между ведомствами. Вторая проблема – разобщенность и разнородность используемых в ведомствах информационных систем. И если нормативная база вне зоны влияния ИТ-компаний, то в части технической организации информационного обмена решить проблему могут определенные ИТ-инструменты. |
Автор: Андрей Коптелов, Виктор Голубев
Журнал Byte №6 (116), июнь 2008
Превращение SOA из концепции в инструмент возможно только тогда, когда все заинтересованные стороны понимают принципы процессного подхода и готовы применять его в качестве основы для управления изменениями в компании.
Уже несколько лет в России, как и во всем мире, обсуждаются вопросы, связанные с применением принципов сервис-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA). Многие производители информационных систем уже заявили о поддержке принципов SOA, но реализация этих принципов на практике пока ограничивается единичными случаями. Мы рассмотрим предпосылки появления SOA и основные требования, которые должна выполнить компания, чтобы успешно применять концепцию SOA в своей практике. |
| |
| | |
|
|